“Татнефть” страхуется бензоколонками
15 января 2004 года
Как сообщили во вторник представители компании, в 2004 году она планирует увеличить число своих АЗС в России почти на 30%, до 450 штук. По оценкам аналитиков, такая экспансия оправданна и ожидаема. Крупная розничная сеть необходима компании как страховка на случай снижения цен на нефть и для увеличения сбыта нефтепродуктов собственного производства. Поэтому данный шаг оправдан, несмотря на то что до последнего времени затраты на развитие сети АЗС у “Татнефти” были выше, чем у конкурентов. Как ожидают эксперты, “Татнефть” не встретит серьезных препятствий на своем пути - развитие сети АЗС, судя по всему, не затронет интересов других крупных игроков данного рынка.
По состоянию на конец 2003 года у “Татнефти” было 350 АЗС в 11 регионах России (в основном на Урале и в Москве). Компания также владеет 130 заправочными станциями на Украине. Управление розничной сетью осуществляют фирмы “Татнефть-Ресурс” и “Татнефть-Москва”. Среднегодовой прирост числа автозаправок компании составляет порядка 40-50 штук (план на 2003 год - 59 штук), ежегодные инвестиции в развитие сети АЗС - порядка 1 млрд руб. Первоначально планировалось, что в 2004 году рост числа АЗС компании не превысит шестидесяти, теперь же прогноз увеличен почти вдвое - до ста. Кроме того, компания в наступившем году наметила развитие сети АЗС в Полтавской, Харьковской, Днепропетровской и других областях Украины.
По оценкам экспертов, увеличение числа АЗС “Татнефти” будет ощутимо в регионах, вблизи которых находятся мощности компании по переработке нефти и, судя по всему, не затронет наиболее конкурентного московского рынка. “В настоящее время на вторичном московском рынке присутствует около 200 АЗС, которые так или иначе может приобрести крупная нефтяная компания. В основном ими владеют мелкие собственники, но есть и довольно большие компании, - подтвердил такое мнение исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Однако спрос на них достаточно велик: помимо “Татнефти”, на них могут претендовать другие НК. Если только “Татнефть” приобретет 20-30 таких АЗС, то можно будет говорить о прорыве, но, скорее всего, этого не произойдет. За счет строительства новых заправочных станций увеличить присутствие в Москве также практически невозможно. Большинство проектов в рамках программы развития АЗС города уже разобрано. Скорее всего, экспансия “Татнефти” будет вестись в регионах”.
Пока “Татнефть” не интересовалась регионами за пределами Урала (исключая Москву и Владимирскую область). На Урале же компания контролирует значительную долю рынка и практически не испытывает проблем с другими крупными игроками рынка. Учитывая, что бензин на АЗС компании идет с башкирских мощностей, можно предположить, что “Татнефть” продолжит концентрировать свое присутствие именно в этом регионе. Кроме того, она, возможно, расширит рынок сбыта для расположенного на Украине Кременчугского НПЗ. “Компания может стать крупным, хотя и не доминирующим игроком на украинском рынке. Ее появление на Украине ожидаемо: “Татнефть” владеет долей “Укртатнафты”, перерабатывает нефть на Кременчугском НПЗ”, - сказал аналитик ИК “Тройка Диалог” Каха Кикнавелидзе. Правда, собеседник в самой “Татнефти” сообщил, что прирост сети АЗС компании на территории Украины будет небольшой, поскольку помимо строительства новых бензоколонок будет осуществляться демонтаж или консервация старых АЗС. Таким образом, резкое увеличение темпов роста розничной сети компании затронет интересы лишь узкой группы региональных конкурентов. “Экспансия “Татнефти” значительна для нее самой, но она не изменит структуру рынка”, - говорит Каха Кикнавелидзе.
В отличие от других компаний, владеющих большими сетями бензоколонок, розничный рынок привлекает “Татнефть” скорее не прибыльностью, а возможностью увеличить объемы сбыта. Ведь, по словам Григория Сергиенко, внутренний рынок сбыта нефтепродуктов гораздо менее привлекателен,чем зарубежный. “Однако, несмотря на это, существует ряд факторов, которые заставляют компанию расширять свою сеть АЗС в России.
Во-первых, ее интересует скорее увеличение оборота, нежели доходность, - дополнительная прибыль приходит из-за рубежа. Рост продаж внутри страны необходим как страховка на случай изменения мировой конъюнктуры. Во-вторых, падение курса доллара даже при высоких ценах на нефть приводит к снижению доходности экспортных поставок и увеличению привлекательности местного рынка”, - говорит он. По мнению Кахи Кикнавелидзе, развивать отечественный рынок компанию вынуждает также ограничение мощностей экспорта нефти.
Все это, полагают эксперты, вполне оправдывает значительные вложения в подобную экспансию. Если судить по прошлым годам, покупка или строительство АЗС обходились “Татнефти” несколько дороже, чем другим компаниям. По данным самой “Татнефти”, ежегодные расходы компании на развитие розничной сети составляют порядка 1 млрд руб., т.е. около 500 тыс. долл. в расчете на одну новую бензоколонку плюс расходы на модернизацию имеющейся сети. Между тем, по оценке Кахи Кикнавелидзе, средняя стоимость бензоколонки составляет 300-400 тыс. долл. Однако, по словам опрошенных экспертов, крупные российские нефтяные компании сейчас увеличивают свою розничную сеть в среднем на 100 бензоколонок в год, и “Татнефть”, изменив прогнозные цифры, просто скорректировала свою политику в соответствии с текущими рыночными тенденциями.
RBC daily